Социальные сети

30 08
2012

  

Это цитата сообщения Gostevoj Оригинальное сообщениеСоната №2 Бетховена и рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Иногда с выдающимися музыкальными произведениями происходят странные вещи. Они, будучи с самого их создания выдающимися, какое-то время проводят в тени, вне широкого внимания публики. Кажется, нужен какой-то знак, какая-то искорка, которая высветит для широких масс это гениальное произведение, откроет заново, даст вторую жизнь. И часто роль этого знака, этой искорки играет кино. Спросите у кого-нибудь, знает ли он хоральную прелюдию И.С. Баха Фа-минор, вряд ли вы услышите утвердительный ответ. Но, стоит вам лишь намекнуть на связь этого произведения с кинофильмом «Солярис», как вы тут же получите положительный ответ.
Сегодня речь пойдет о произведении, которое тоже обрело вторую жизнь благодаря вначале книге, а затем кинофильму. Речь идет о фортепианной сонате Людвига ван Бетховена №2, о замечательном рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» и фильме, поставленном на его основе. Рассказ А.И.Куприна - одна из самых трогательных и печальных историй о любви. В ее основу был положен реальный случай, о котором довелось узнать писателю. Возникает вопрос, всегда ли так происходит, всегда ли музыка, звучащая в кино дает вторую жизнь музыке? Думаю, не всегда, такое происходит только в хорошо поставленных фильмах, в фильмах, достойных. Это вполне логично, ведь в дальнейшем музыка будет ассоциироваться с фильмом, и если он того не стоит, музыка тут же забудется, сотрется из памяти. Согласен с теми, кто считает, что музыка Баха, Бетховена, как и другая классическая музыка не нуждается в рекламе, она гениальна сама по себе. Речь идет о другом, о том, как приблизить и сделать эту музыку доступной и понятной миллионам людей, которые пока не научились понимать такую музыку.
Иногда бывает, что режиссер фильма, сам, по желанию вставляет в свою работу классическую мелодию, в фильме «Гранатовый браслет» мы имеем дело с другой постановкой вопроса. Соната Л. ван Бетховена, вернее, ее вторая часть, лежит в основе рассказа А.И. Куприна.
Пересказывать содержание замечательного рассказа я не берусь. Те, кто до сих пор не прочел его, могут это сделать сейчас, он небольшой, ссылка тут. Если либретто оперы еще можно пересказать, то чтобы пересказать рассказ А.И. Куприна нужно быть А.И. Куприным, не иначе.



Фрагмент из фильма
Наконец, можно посмотреть кино он-лайн или скачать его, сейчас все это доступно в Интернете. Фильм поставлен мастерски, как написал в отзыве один зритель, это «экранизация, которая, без преувеличения, достойна великого писателя, созвучна его духу.»
Есть хорошая, вполне доступная всем статья, которая подробно анализирует связь музыки бетховенской сонаты с рассказом А.И. Куприна. Прочел ее с интересом, рекомендую прочесть и вам. Единственное, чего не хватает в статье – это музыкальных  и видео-иллюстраций, я как раз собираюсь восполнить этот пробел.


Одним из лучших исполнителей бетховенских сонат по праву считается Даниэль Баренбойм.
Надеюсь, если вас теперь спросят, знаете ли вы сонату Бетховена №2, вы, не дожидаясь подсказки, скажете, что знаете, что эта соната звучит в кинофильме «Гранатовый браслет».

 

Приятного погружения в мир искусств!