05 10
2012

  


НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ДЛЯ КОНКРЕТНЫХ КУЛЬТУР ОПРАВДАНИЯ И ОБОСНОВАНИЯ

Культурная обусловленность жестоких действий может быть непонятна женщине. Так, среди цветных жестоких мужчин распространено убеждение, что расовая дискриминация оправдывает дурное обращение с партнершей. Если вы предъявляете ему претензии, он может обвинить вас в том, что вы предали его как цветного, и сказать, что вы заодно с белыми, которые так часто его унижали. Расизм – суровая реальность, и ваш партнер может заставить вас испытывать чувство вины за критику в его адрес или попытки уйти от него. Если вы принадлежите к той же среде, что и он, он способен применять двойные стандарты расовой солидарности. В его понимании он не предает свою расовую группу, хотя жестоко обращается с цветной, однако считает Вас предательницей, если вы жалуетесь на его обращение. Он вывернул реальность наизнанку: именно он предает солидарность.

У меня было несколько десятков клиентов – религиозных фундаменталистов, обычно христианских, или исламских, или ортодоксальных иудеев. Они, как правило, открыто заявляют о бесправии женщин. Увы, в последние 20 лет эти религиозные секты заметно усилились. Наглядный пример – растущее влияние христианского фундаментализма в США. Женщины, принадлежащие к этим религиозным группам, ощущают себя в ловушке жестокого обращения, поскольку их сопротивление мужскому доминированию легко воспринимается как Зло, и окружающее общество может поддерживать и даже выражать почтение домашнему тирану.

Некоторые из моих афроамериканских клиентов заявляли мне, что черные женщины слишком сильны, чтобы с ними жестоко обращаться, и даже могли заявить, что сами являются жертвами. Эти заявления порой сопровождаются описанием негритянской семьи как «матриархальной». Однако по статистике афро американские женщины подвергаются жестокому обращению приблизительно так же часто, как и белые. Правда, черные женщины иногда гораздо активнее, чем белые, отбиваются от физических нападений домашнего агрессора, но это не значит, что они получают меньше травм, менее напуганы или находятся под меньшим контролем.

И, наконец, мужчины в некоторых культурах выработали жестокое поведение в отношении женщин, вступив в контакт с современной «цивилизацией», например с телевидением. Мужчина, таким образом, может оправдать свою жестокость в контексте Прогресса и Движения в общем направлении, присовокупив к этому высмеивание своей партнерши, обвиняющей его в пренебрежении к образу жизни всего племени. Некоторые, однако, заявляют прямо противоположное, утверждая, что традиции поддерживают их деспотическое поведение.

Есть еще одна ситуация, в которой расовая и культурная принадлежность имеет важное отношение к вопросам жестокости: когда жестокий мужчина – белый, а его партнерша – цветная или иммигрантка. Расизм становится дополнительным травмирующим фактором и средством контроля. Цветные женщины, живущие с белыми агрессорами, могут столкнуться и с предвзятостью полиции, суда и органов защиты прав детей.