07 06
2012

  


Ибн ‘Аббас так описал последние мгновения жизни ‘Умара ибн аль-Хаттаба: «Я зашёл к ‘Умару после того, как ему нанесли смертельную рану, и сказал ему: “Радуйся Раю, о повелитель верующих! Ты принял ислам, когда другие оставались неверующими, и сражался вместе с Посланником Аллаха صلى الله عليه وسلم, когда другие оставили его. И Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم был доволен тобой до самой своей кончины, и, когда ты был назначен халифом, никто не возражал против твоего назначения. И, наконец, ты умираешь мучеником”.
‘Умар сказал мне: “Повтори сказанное тобой”. И я повторил свои слова. ‘Умар сказал: “Клянусь Аллахом, если бы всё золото и серебро, которое есть на земле, было моим, я бы отдал его, лишь бы избавиться от ужасов того, что ждёт меня впереди!”»
‘Умар так боялся наказания Всевышнего, хотя Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم ещё при жизни обрадовал его благой вестью об ожидающем его Рае и несмотря на то, что он делал всё, что мог, для того чтобы в его государстве царила справедливость, а мусульмане жили спокойно, благополучно и чувствовали себя в безопасности. ‘Умар обладал многочисленными достоинствами, что признавали и друзья, и враги, и не упускал возможность совершить благое дело. У него было намного меньше поводов бояться Адского пламени, чем у многих других людей. И вместе с тем он боялся наказания Аллаха… В этом назидание для искренних и богобоязненных верующих.
‘Усман рассказывает: «Я последним из вас видел ‘Умара. Когда я вошёл к нему, его голова покоилась на коленях его сына ‘Абдаллаха ибн ‘Умара. Он сказал: “Положи меня щекой на землю”. Ибн ‘Умар спросил: “Разве моё бедро и земля не одно и то же?” ‘Умар настаивал на своём и в конце концов сказал: “Положи меня щекой на землю, да лишится тебя твоя мать!” Затем он скрестил ноги, и я услышал, как он говорит: “Горе мне и горе матери моей, если Аллах не простит меня…” Он повторял эти слова до тех пор, пока душа его не покинула тело». ‘Умар говорил это, несмотря на то, что Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم обещал ему Рай. Он велел сыну положить его щекой на землю, желая принизить себя и подчеркнуть величие Всевышнего, в надежде, что это будет способствовать получению ответа на мольбу о прощении. Поистине, чем больше знает человек об Аллахе, тем больше Он боится Его.
‘Умар скончался в среду, за три или четыре дня до окончания месяца зу-ль-хиджжа в 23 г. х. в возрасте 63 лет. Его правление продолжалось десять с половиной лет и ещё несколько дней. И Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم, и Абу Бакр, и ‘Умар скончались в возрасте 63 лет.
‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что после смерти тело ‘Умара омыли и завернули в саван, а потом совершили над ним погребальную молитву, хотя его смерть была мученической. Учёные разошлись во мнениях относительно того, приравнивается ли несправедливо убитый к мученику, павшему на поле боя, тело которого предают земле без омовения. Существуют два мнения. Согласно первому, тело погибшего подобным образом подлежит омовению, согласно второму — его не омывают и не совершают над ним погребальную молитву.
Если же говорить об ‘Умаре, то его тело омыли и совершили над ним погребальную молитву потому, что после ранения он прожил некоторое время и пил воду и то, что приносил ему врач. Даже тело смертельно раненного на поле битвы, но прожившего после ранения какое-то время и принимавшего пищу и питьё омывают и совершают над ним погребальную молитву.
Погребальную молитву над телом ‘Умара совершал Сухайб ибн Синан. Он произнёс четыре такбира. Стоял он при этом между могилой и минбаром. Люди поручили ему совершать погребальную молитву над телом ‘Умара потому, что до этого он совершал с людьми обязательные молитвы по велению ‘Умара. ‘Умар не поручил совершение молитв никому из тех шести, кого он назначил своими преемниками, чтобы люди не подумали, что, если данному человеку было поручено руководить молитвой, это следует понимать как указание на то, что именно он должен стать халифом после кончины ‘Умара.