Социальные сети

30 08
2012

  

Это цитата сообщения Amacho Оригинальное сообщениеОпера «Ануш»


75746521_4068804_02b2ae3173a8 (400x114, 9Kb)

Опера «Ануш» на свое столетие возвратится в Гюмри

В этом году исполнилось 100 лет первой постановке на сцене оперы Армена Тиграняна «Ануш». Первая сценическая постановка состоялась 4 августа 1912 года в городе Александрополь, ныне Гюмри.

Опера «Ануш» является первой завершенной оперой, написанной на народном музыкальном языке, которая в национальном музыкальном творчестве создала новое стилистическое направление. Автором музыки и либретто оперы является Армен Тигранян, кто написал оперу по одноименной поэме Ованеса Туманяна.

Первая сценическая постановка была осуществлена с участием актеров-любителей. Оркестр состоял всего из 12 музыкантов. Исполнители (и хор, и солисты) были преимущественно школьники.

Первые исполнители ролей в «Ануш» были гюмрийцы: Шара Тальян и Анна Марикян. Шара Тальян десятки лет подряд оставался непревзойденным исполнителем партии Саро, а на профессиональной сцене первую Ануш спела Айкануш Даниелян.



Первое представление «Ануш» имело беспрецедентный успех.

В Театре оперы и балета имени Спендиарова в Ереване «Ануш» впервые была поставлена в 1935 году, а в 1939 году она демонстрировалась в Москве с участием Шара Тальяна и Айкануш Даниелян.



100-летие первой постановки оперы вскоре будет отмечено в Гюмри. В зале Драматического театра имени Вардана Ачемяна 31 августа вновь будет продемонстрирована бессмертная опера Тиграняна.

0_6806b_a99bc6ba_XL.1332503358 (294x176, 34Kb)

02.09.12.07 (179x270, 25Kb)

Армен Тигранян, выдающийся армянский композитор, автор бессмертной оперы «Ануш», написанной по одноименной поэме Ованеса Туманяна, оперы «Давид-Бек», песен, ставших народными, хоровых и фортепианных сочинений, родился в 1879 году в городе Александрополе (ныне Гюмри).

Его отец, Тигран Тигранян, часовых дел мастер, избранный городской общественностью попечителем монастырской школы, был человек весьма образованный. Он часто ездил в Европу, бывал в России, знал и любил русскую культуру. В семье очень серьезно относились к проблеме образования. Особенно поощрялось все, что касалось искусства. Сам глава семьи участвовал в организации театральных представлений местного любительского драматического кружка, а его супруга Тируй Тигранян увлекалась поэзией, писала стихи.

0_6806b_a99bc6ba_XL.1332503358 (294x176, 34Kb)

Опера Армена Тиграняна «Ануш»

АНУШ — опера А. Тиграняна в 4 д. (7 к.), либретто композитора по одноименной поэме О. Туманяна, оркестровка Г. Бурковича. Премьера: Александрополь, городской Народный дом, 4 августа 1912 г., силами любителей под управлением Г. Бурковича; в редакции и инструментовке С. Шатиряна (в 5 д., 7 к. с эпилогом) — Эривань, 27 марта 1935 г., под управлением С. Шатиряна (последующие спектакли — под управлением К. Сараджева); окончательной версии той же редакции (при участии А. Тер-Гевондяна) — Москва, декада армянского искусства, 22 октября 1939 г.; ее новая постановка — на декаде армянского искусства в Москве в 1956 г. под управлением Р. Степаняна.

Поэма Туманяна «Ануш» повествует о любви, загубленной ненавистью и темнотой, обычаем кровной мести, требовавшим смерти обидчика. Молодая крестьянская девушка Ануш и юноша Capo любят друг друга. Ничто не мешает их браку и счастью. Но на свадьбе, повинуясь воле старейшин, Capo и брат Ануш Моси состязаются в борьбе. Обычай требует, чтобы в состязании подобного рода не было ни победителя, ни побежденного. Однако, охваченный азартом, Capo забывает об условии и бросает Моси на землю. Нарушен обычай, нанесена обида, которую можно смыть только кровью. Одержимый жаждой мести, Моси убивает Capo. Ануш, обезумевшая от горя, бросается в реку. Гибель Ануш и Capo, жертв мертвящих традиций, оплакивают односельчане.

Тигранян, художник высокого поэтического и лирического таланта, связанный неразрывными узами с родной Арменией, создал произведение, волнующее накалом страстей.

Моси не злодей, он любит сестру, любит и Capo. Но власть древнего обычая требует крови, и, не рассуждая, Моси разрушает счастье сестры, тем самым убивая ее. Тигранян, как и Туманян, чужд морализаторства. И композитор и поэт стремились раскрыть истоки трагедии, объяснить ее.

В опере воссозданы прекрасный мир Армении, ее природа, душевная красота и чистота людей, но показаны и злые силы, уничтожающие красоту и счастье. Музыка, напоенная армянским мелосом, проникнутая ритмами национальных плясок, подлинно народна. На этой опере совершенствовали и совершенствуют свое искусство артисты армянской сцены. Для многих из них «Ануш» — спутник всей их творческой жизни. Так, Ш. Тальян, еще юношей певший партию Capo в первом исполнении оперы Тиграняна в 1912 г., исполнял ту же партию и в 1935-м, когда «Ануш» была поставлена на сцене Эриванского театра. Среди исполнителей — А. Даниэлян и Г. Гаспарян.

А. Гозенпуд




Серия сообщений "Театр":
Часть 1 - С. Цвейг. "Жгучая тайна" / радиоспектакль
Часть 2 - Классика. «Жизель», "Лебединое озеро"
...
Часть 24 - "Милый лжец" (МХАТ имени М. Горького -1976г.)
Часть 25 - "Мамуре" (Малый театр - 1978г.)
Часть 26 - Опера «Ануш»