В этом году исполнилось 100 лет первой постановке на сцене оперы Армена Тиграняна «Ануш». Первая сценическая постановка состоялась 4 августа 1912 года в городе Александрополь, ныне Гюмри.
Опера «Ануш» является первой завершенной оперой, написанной на народном музыкальном языке, которая в национальном музыкальном творчестве создала новое стилистическое направление. Автором музыки и либретто оперы является Армен Тигранян, кто написал оперу по одноименной поэме Ованеса Туманяна.
Первая сценическая постановка была осуществлена с участием актеров-любителей. Оркестр состоял всего из 12 музыкантов. Исполнители (и хор, и солисты) были преимущественно школьники.
Первые исполнители ролей в «Ануш» были гюмрийцы: Шара Тальян и Анна Марикян. Шара Тальян десятки лет подряд оставался непревзойденным исполнителем партии Саро, а на профессиональной сцене первую Ануш спела Айкануш Даниелян.
Первое представление «Ануш» имело беспрецедентный успех.
В Театре оперы и балета имени Спендиарова в Ереване «Ануш» впервые была поставлена в 1935 году, а в 1939 году она демонстрировалась в Москве с участием Шара Тальяна и Айкануш Даниелян.
100-летие первой постановки оперы вскоре будет отмечено в Гюмри. В зале Драматического театра имени Вардана Ачемяна 31 августа вновь будет продемонстрирована бессмертная опера Тиграняна.
Армен Тигранян, выдающийся армянский композитор, автор бессмертной оперы «Ануш», написанной по одноименной поэме Ованеса Туманяна, оперы «Давид-Бек», песен, ставших народными, хоровых и фортепианных сочинений, родился в 1879 году в городе Александрополе (ныне Гюмри).
Его отец, Тигран Тигранян, часовых дел мастер, избранный городской общественностью попечителем монастырской школы, был человек весьма образованный. Он часто ездил в Европу, бывал в России, знал и любил русскую культуру. В семье очень серьезно относились к проблеме образования. Особенно поощрялось все, что касалось искусства. Сам глава семьи участвовал в организации театральных представлений местного любительского драматического кружка, а его супруга Тируй Тигранян увлекалась поэзией, писала стихи.
Опера Армена Тиграняна «Ануш»
АНУШ — опера А. Тиграняна в 4 д. (7 к.), либретто композитора по одноименной поэме О. Туманяна, оркестровка Г. Бурковича. Премьера: Александрополь, городской Народный дом, 4 августа 1912 г., силами любителей под управлением Г. Бурковича; в редакции и инструментовке С. Шатиряна (в 5 д., 7 к. с эпилогом) — Эривань, 27 марта 1935 г., под управлением С. Шатиряна (последующие спектакли — под управлением К. Сараджева); окончательной версии той же редакции (при участии А. Тер-Гевондяна) — Москва, декада армянского искусства, 22 октября 1939 г.; ее новая постановка — на декаде армянского искусства в Москве в 1956 г. под управлением Р. Степаняна.
Поэма Туманяна «Ануш» повествует о любви, загубленной ненавистью и темнотой, обычаем кровной мести, требовавшим смерти обидчика. Молодая крестьянская девушка Ануш и юноша Capo любят друг друга. Ничто не мешает их браку и счастью. Но на свадьбе, повинуясь воле старейшин, Capo и брат Ануш Моси состязаются в борьбе. Обычай требует, чтобы в состязании подобного рода не было ни победителя, ни побежденного. Однако, охваченный азартом, Capo забывает об условии и бросает Моси на землю. Нарушен обычай, нанесена обида, которую можно смыть только кровью. Одержимый жаждой мести, Моси убивает Capo. Ануш, обезумевшая от горя, бросается в реку. Гибель Ануш и Capo, жертв мертвящих традиций, оплакивают односельчане.
Тигранян, художник высокого поэтического и лирического таланта, связанный неразрывными узами с родной Арменией, создал произведение, волнующее накалом страстей.
Моси не злодей, он любит сестру, любит и Capo. Но власть древнего обычая требует крови, и, не рассуждая, Моси разрушает счастье сестры, тем самым убивая ее. Тигранян, как и Туманян, чужд морализаторства. И композитор и поэт стремились раскрыть истоки трагедии, объяснить ее.
В опере воссозданы прекрасный мир Армении, ее природа, душевная красота и чистота людей, но показаны и злые силы, уничтожающие красоту и счастье. Музыка, напоенная армянским мелосом, проникнутая ритмами национальных плясок, подлинно народна. На этой опере совершенствовали и совершенствуют свое искусство артисты армянской сцены. Для многих из них «Ануш» — спутник всей их творческой жизни. Так, Ш. Тальян, еще юношей певший партию Capo в первом исполнении оперы Тиграняна в 1912 г., исполнял ту же партию и в 1935-м, когда «Ануш» была поставлена на сцене Эриванского театра. Среди исполнителей — А. Даниэлян и Г. Гаспарян.