30 08
2012

  

Да, мы можем быть великими вегетарианцами, мы можем исповедовать ненасилие, мы можем гордиться своей чистотой жизни, но мы не можем в этом мире быть идеально нравственными. Обыкновенный человек каждый день вынужден совершать ту или иную форму насилия. Да, мы можем избегать основных форм греха, но есть и невидимый грех, который все равно является насилием, так как приводит к уничтожению живых существ или причинению им страданий. Так известны панча-суна, или пять великих грехов домохозяина. Они описываются в смрити и предупреждают нас о том, что наше поведение не так просто сделать идеальным.

  • Первый – это грех убийства живых существ при перемалывании специй или зерен.
  • Второй -- грех убийства живых существ при хождении,
  • Третий -- грех убийства живых существ во время уборки,
  • Четвертый -- грех убийства живых существ во время разжигания огня, и
  • Пятый -- грех убийства живых существ во время кипячения или питья воды.

Поэтому в традиционном индуизме используется система «панча-маха-ягья». Это пять основных жертвоприношений из сорока ведических ритуалов. Их проводят домохозяева.

  • Брахма-ягья, или декламация Вед, чтобы уплатить долг мудрецам, передавшим нам это знание.
  • Дева-ягья -- поклонение полубогам, которые осуществляют наши ежедневные потребности.
  • Питри-ягья -- являющаяся благодарностью предкам.
  • Манушья-ягья как способ отдать долги обществу, например, через ритуал гостеприимства.
  • Бхута-ягья как забота о тонких живых существах, которые несмотря на то что мы их не видим, все равно нас окружают и тем или иным образом с нами взаимодействуют.

Поэтому, как мы видим, особенно гордиться своей нравственностью нам не очень-то и стоит, иначе любой мало-мальски разбирающийся в духовной науке человек тут же предъявит нам пару десятков обвинений не просто в безнравственности, а в безнравственном лицемерии.

Рузов В.О. (Патита Павана пр.)