30 08
2012

  

Это цитата сообщения alexis7 Оригинальное сообщениеКалендарь. О жизни и творчестве художника К.Е.Маковского ( 2-я часть)

Исходя из статистики и комментариев, заметил, что 1-я часть поста многих заинтересовала.
Решил сразу же продолжить свой рассказ о весьма талантливом художнике Константине Егорьевиче Маковском.

 (327x330, 10Kb)
Фотография К.Е. Маковского. 1900-ые

Картины Маковского достаточно часто выставляются на различных выставках.
Вот достаточно характерный пример восприятия картин художника после участия Маковского в художественной выставке 1879 г.
Вот общее восторженное восприятие от увиденных выставленных полотен многих русских художников: «На этой чудесной, великолепной, полной таланта передвижной выставке, седьмой счетом — заметьте себе: уже седьмой,— разве это не чудо и не диво у нас для хорошего и важного дела? На этой выставке все «товарищи» в сборе, даже такие, что однажды усомнились и бежали в чужой лагерь, а теперь видят — успех, ну потихоньку, полегоньку и воротились (имен на радости не хочу поминать); так вот, все тут, и все с полными руками всего самого хорошего, всего самого даровитого…».
А теперь фрагмент о Константине Маковском:
«Константин Маковский давно известен у нас целой массой блестящих размашистых портретов. К сожалению, он иногда сам вредил себе излишней бравурностью; иные, может быть, правду говорят, что, живи этот Маковский не в России, а в Италии и не теперь, а лет двести — триста тому назад, он был бы один из самых первых и талантливых художников, расписывающих блестящею сверкающею кистью стены и своды в палаццах, церквах и виллах. Он бы тут отличился, как немногие, в композициях аллегорических, мифологических и иных. Реальность ему мало по нутру, он всегда ищет по горячности и размашистости своего таланта что-нибудь прибавить, украсить, расширить. Вот, например, дамский портрет, выставленный им нынче, вместе с несколькими другими портретами и картинами. Он блестящ, он красив, он эффектен, впечатление чрезвычайно колоритное и ловкое, но к чему этот маскарад небывалого красного бархатного берета и какого-то итальянского костюма? Pas trop de zele, pas trop de zele! Лучше бы капельку поменьше эффекта, блеска и красок и капельку побольше живого тела в лице. И все-таки этот портрет — прекрасен, начиная с прекрасного, изящного оригинала. Только, я думаю, он всегда больше будет нравиться дамам. Два других портрета гораздо слабее. Еще на выставке большая картина Конст. Маковского: «Русалки».

 (699x530, 309Kb)
К.Е.Маковский. Русалки. 1879

Она отличается опять-таки блестящим и бойким письмом, но мне жалко, что все русалки тут не только не экс-малороссиянки или экс-великороссиянки, но даже не экстренные мифологические существа, вне рассудка, времени и места. Мне кажется, они всего скорее — русалки французские. Но затем в картине все-таки присутствует некоторая фантастичность и даже есть целый довольно поэтический кусочек: это самая середина, где упал на воду луч луны и качается на волне рыжая, красивая, словно из слоновой кости отточенная, русалка…»
В 80-90-е годы XIX века К. Маковский пишет бесчисленные заказные портреты представителей аристократии и высшей буржуазии.

 (484x699, 53Kb)
К.Е.Маковский. Портрет графа Сергея Григорьевича Строганова. 1882

 (453x698, 196Kb)
К.Е.Маковский. Портрет графини М.Е.Орловой-Давыдовой. 1880-е

Вообще портретный жанр занимает особое место в творчестве Маковского. Его мастерская на Дворцовой площади была чрезвычайно популярна среди светской публики, а модные идеализированные портреты, явно приукрашивающие модель, очень ценились. Блестяще передавая обстановку, наряды, дорогие ткани и меха, художник старался представить портретируемых в самом выигрышном свете, соблюдая при этом точное сходство. По выражению И.Н. Крамского, в этих портретах "цвета подобраны, как букет". Таковы известные портреты жены художника (1881), графини В.С. Зубовой (1877) и др.

 (436x699, 235Kb)
Портрет графини Веры Сергеевны Зубовой. 1877

Особенно выделяют в этом жанре у Маковского: портрет оперного певца О.А. Петрова (1871) (коммент. - представлен в 1-й части поста), портрет старухи в чепце (1874) и, наконец, трогательный образ старого слуги "Алексеича" (1882), правдиво изображающая старика у кипящего самовара.

 (442x699, 48Kb)
К.Е.Маковский. Алексеич. 1881-1882

 (313x400, 37Kb) Примером его творчества в этот период может быть «Портрет Е.А. Воронцовой-Дашковой» 1885 года из собрания Радищевского музея.
Красива модель – стареющая дворянка, аристократизм которой виден в осанке, в гордой посадке головы. Прост и одновременно изыскан ее наряд. На темно-вишневом бархатном платье лежат кружева, на шее переливается жемчуг. Верно схваченное сходство, мастерски обыгранная элегантность модели, блеск живописи – характеристика внешняя здесь преобладает над внутренней. И хотя перед нами «портрет кружев» в большей степени, чем портрет личности, живописным мастерством художника нельзя не восхищаться.

Блестящая манера художника, его мастерство были и служили эталоном художественного вкуса для самых разных слоев русского общества.

 (552x699, 108Kb)
К.Е.Маковский. Портрет старика. Начало 1860-х

Однако, как человека, отошедшего от демократических идеалов, возвратившегося к поверхностному и постоянно ругаемому академизму, Маковского постоянно ругала реалистическая критика. В результате в истории русского искусства надолго сложилось пренебрежительное отношение к художнику. Многие критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников.
Обращаясь в воспоминаниях к своему жизненному пути художника, К.Е.Маковский написал: «Теперь, оглядываясь на прошлое, есть чем вспомнить молодость ... У меня в мастерской собиралось все, что только было в Петербурге выдающегося и блестящего. Я ... успел написать несметное количество картин, декоративных панно и портретов».

Интересна и личная жизнь К.Е.Маковского.
Вот некоторые фрагменты об этом:
«Маэстро был чрезвычайно популярен в среде богемы, в великосветских гостиных, в кругах денежной буржуазии. Репутация художника была настолько высока, что ему покровительствовал сам государь.

 (517x699, 46Kb)
К.Е.Маковский. Портрет императора Александра II. 1860-е

Неискушенные поклонники, однако, недоумевали: такие деньги за три часа работы! Но заказы сыпались как из рога изобилия, а гонорары позволяли жить широко и щедро. К модному маэстро записывались в очередь. "Лучшие красавицы наперебой позировали мне... - несколько иронично писал Маковский. - Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин".

 (487x698, 60Kb)
К.Е.Маковский. Портрет Марии Михайловны Волконской. 1884

Но особенно удавались этому баловню судьбы портреты очаровательной Юлии Павловны - его юной жены.

 (285x699, 184Kb)
К.Е.Маковский. Портрет Ю.П.Маковской. 1881

Они познакомились на балу. К тому времени Константин Егорович уже стал вдовцом. Первый брак - с актрисой Александринского театра (коммент.: Еленой Тимофеевной Бурковой (сценическая фамилия Черкасова), внебрачной дочерью графа В.А. Адлерберга, бывшего министром Двора при Николае I) был счастлив, но, увы, недолог - четыре года.

 (537x699, 45Kb)
К.Е.Маковский. Портрет графа Адлерберга. 1883

Жена была хрупка, болезненна и скончалась вскоре после рождения сына.
Когда завидный жених увидел Юлию Павловну Леткову, он влюбился без памяти с первого взгляда. На следующий день влюбленный профессор живописи решительно направился в дом к Ржевусским, где остановилась его избранница.
В Петербург она приехала из Москвы поступать в консерваторию. Они встречались в течение двух недель ежедневно, пока Юлия Павловна вдруг не уехала из-за неладов с ревнивой Ржевусской в Москву. Константин Егорович помчался за ней и попал в дом к Летковым в Сочельник, на елку... Венчались спустя две недели - 13 января 1875 года. В тот же день новобрачные уехали в Петербург.

 (489x698, 82Kb)
К.Е.Маковский. Портрет жены художника Ю.П.Маковской. 1887

-------------------------------------------------------------------------------
коммент.- дальше были семейные радости и горести: поездка в Париж, возвращение в родные края с новорожденной дочькой, внезапное горе - от скарлатины умирает их малютка-доченька, потом радость рождения детей (1872 г. любимец жены - Сережа; 1879 г. - Елена).

 (530x698, 111Kb)
К.Е.Маковский. Семейный портрет. 1882. На картине изображены Ю.П.Маковская (1854-1959) с детьми Сергеем (1877-1962) и Еленой (1878-1867)

А в 1883 родился сын Владимир, которого крестил великий князь Алексей Александрович, брат Александра III.
------------------------------------------------------------------------------
Благодаря природному обаянию Юлии Павловны и умению "принимать", в доме Маковских сложилась атмосфера артистического уюта. Супруги часто устраивали вечера с танцами и званые обеды. В просторную квартиру на Адмиралтейской набережной, куда они переехали в 1880-е годы, приходило до полутораста человек
Среди знаменитостей захаживал Антон Николаевич Рубинштейн, охотно садившийся за рояль и запросто игравший перед любой аудиторией. Здесь бывали великий князь Владимир Александрович, Карл Брюллов, Иван Александрович Гончаров, Иван Константинович Айвазовский, Илья Ефимович Репин и Петр Ильич Чайковский, скрипач Лев Ауэр.

 (588x699, 58Kb)
К.Е.Маковский. Портрет художника И.К.Айвазовского. 1887

Маэстро много писал. Его работы в великосветских кругах были, как никогда, в моде. Маковскому позировал сам Александр II, который охотно приобретал картины для своего Эрмитажа.

 (466x698, 55Kb)
К.Е.Маковский. Портрет Александра II. 1881

В марте 1880 года, в день мучительной кончины императора после взрыва бомбы, Маковского срочно вызвали во дворец - ему был заказан посмертный портрет Александра II.

 (699x487, 49Kb)
К.Е.Маковский. Портрет Александра II на смертном ложе. 1881

Однако близость художника ко двору на этом прервалась. Новый царь отстранил всех, кто когда-то был в фаворе при его отце.
В 1890 году был написан последний, очень удавшийся портрет выздоравливающей Юлии Павловны. Она была все так же хороша.

 (473x698, 63Kb)
К.Е.Маковский. Портрет Ю.П.Маковской. 1890-е

Но... все лучшее осталось позади.
Оказалось, у Константина Егоровича появилось новое страстное увлечение - молоденькая барышня (Мария Алексеевна Матавтина). Его жизнь шла своим чередом. В 1892 году, после долгого разговора с Юлией Павловной, хмурый и сконфуженный отец семейства простился с детьми и... больше не вернулся…»

Этот короткий рассказ с небольшими сокращениями и добавлениями взят в основном здесь:
http://www.forum.buhpravda.ru/showthread.php?t=1803

Из периода творчества К.Е.Маковского середины 90-х XIX в. - начала XX в. помещаю несколько его работ ниже.

 (700x541, 56Kb)
К.Е.Маковский. Приятели. 1895

 (511x699, 79Kb)
К.Е.Маковский. Бродячие музыканты. Конец 1900-х – 1910-е

 (537x699, 318Kb)
К.Е.Маковский. Гладильщица. 1900-е

 (448x698, 266Kb)
К.Е.Маковский. Модели в ожидании художника (Греющиеся итальянцы). 1904

 (477x699, 47Kb)
К.Е.Маковский. Портрет В.В.Бахрушиной, урожденной Носовой. 1900-е

Любимец лучших красавиц и вулканический жизнелюб Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай) и скончался в 1915 году в Санкт-Петербурге, еще полный творческого запала.
Он был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.
--------------------------------------------------------------------------------
коммент.: Однако после революции 1917 г. все кладбище подверглось зверскому разграблению. Исчезли могилы выдающегося скульптора И.Н.Шредера, знаменитого художника К.Е.Маковского, родного брата П.И.Чайковского Антона Ильича, директора императорских театров И.А.Всеволожского, могилы родных писателя В.Набокова: деда – министра юстиции Д.Н.Набокова и дяди – купца-золотопромышленника Н.И.Руковишникова, а также многих других. Сколько лет только ветер здесь правил панихиды, покрывая листьями и забвением эту землю.
Взято здесь
: http://www.rusk.ru/st.php?idar=110338
-------------------------------------------------------------------------------
Но мастерство, эффектность работ К.Е.Маковского потрясает до сих пор. Оно никуда не делось. «Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству». Так заканчивал свою краткую автобиографию, написанную в 1910 году в связи с празднованием 50-летия его художественной деятельности, профессор живописи Константин Маковский.
Его произведения были выражением несколько внешнего, но по-своему блестящего артистизма. Он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств.

 (540x699, 59Kb)
К.Е.Маковский. Помещица. 1886

 (584x699, 104Kb)
К.Е.Маковский. В саду. Вторая половина 1870-х

Пост (1-я и 2-я ч.) составлен на основе различных публикаций, которые полностью представлены здесь:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Маковс...тантин_Егорович
http://www.gelos.ru/institute/library/arh/001701.shtml
http://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=32
http://www.makovsky.org.ru/index.html
http://www.krugosvet.ru/articles/88...8/1008868a1.htm
http://otkritka-reprodukzija.blogsp...og-post_25.html
http://www.museum.baikal.ru/paint/19paru3.htm
http://www.bibliotekar.ru/krasskazy/9.htm
http://bibliotekar.ru/kMak/index.htm
и эпизодично некоторых других материалов.