Социальные сети

04 06
2012

  


Впервые термин "готика" использовал итальянский художник и критик Джорджо Вазари (1511-157), описывая "варварский" стиль западного искусства, существовавший после античности до Ренессанса.
В наше время этот термин обозначает период в искусстве, начавшийся в конце XII в. и закончившийся в разных местностях в разное время, в зависимости от того, как быстро там были восприняты идеалы Ренессанса, ориентировочно между XIV и концом XVI в.

В ранних готических манускриптах заметно влияние предыдущих стилей, однако изображения листьев, вьющихся стеблей и животных более изысканны. Характерная для готики тяга к гротескам породила странных существ, ни людей, ни животных, которых можно видеть на полях манускриптов.
 

Манускрипты периода расцвета готического стиля (середины XV в.), отличаются обилием позолоты и декоративных элементов в буквицах и бордюрах, которые пестрят цветами, листьями и животными. Иногда заглавные буквы и бордюры украшались миниатюрами, содержание которых было связано с текстом. В то время активно развивалась геральдика, поэтому портреты и гербы заказчиков часто включались в рисунок. К концу XV в. влияние Ренессанса привело к большей реалистичности в изображении флоры и фауны в бордюрах, украшенных плоской позолотой.

Бедфордский часослов (Франция, Париж, ок. 1423)
Этот роскошный часослов включает в себя 31 миниатюру, окруженную сценками и орнаментальным узором из листьев аканта, других растений и животных. На фоне выпуклой позолоты ломбардским шрифтом написан текст, над которым должен размышлять читатель. Декоративный узор из вьющихся стеблей напоминает о более ранних декоративных стилях.


 Бокаччо. Декамерон (Фландрия, Брюгге, ок. 1480)
Широкий бордюр из цветов, фруктов и листьев аканта, а также геральдических символов Эдуарда IV. Внутреннее пространство широкой заглавной буквы "А" заполнено филигранным узором из порошкового золота. Текст написан французским готическим шрифтом, известным под названием "батард".
Бревиарий (Франция, начало XV в.)
"Колючий" бордюр из виноградных листьев характерен для манускриптов конца XIV - начала XV в. Гротескные фигуры (предназначенные для того, чтобы развлекать читателя), в данном случае драконы, на полях встречаются в готических манускриптах с XIII в. Шрифт более округлый и широкий, чем большинство готических шрифтов.

 

В XIII-XIV вв. Франция и Англия оставались главными центрами создания манускриптов. Это были не только церковные книги, но и учебники, часословы для домашнего использования, альманахи и даже романы. Рост спроса на книги привел к тому, что их производство не ограничивалось больше монастырскими скрипториями, а стало отраслью коммерции - книги активно продавались, особенно в таких городах, как Париж или Оксфорд.

Алфавит, который приводится ниже, основан на заглавных буквах манускриптов, созданных в период расцвета готического стиля в Северной Европе (Франции и Фландрии), в середине XV в. Английский каллиграф Эдвард Джонстон (1872-1944) называл эти крупные округлые заглавные буквы "ломбардскими". Они служили рамкой для декоративных элементов с обильным использованием позолоты и использовались наряду с более плотными шрифтами, которыми выполнялся текст. Заглавные буквы отличались плавностью линий, изгибами, заменявшими острые углы. В них заметно сходство с буквами унциального шрифта - засечки преувеличивались и служили рамкой для узоров. Такие буквы редко использовались в заголовках; как правило, они обозначали начало главы или стиха и располагались как в самом тексте, так и на полях.

Готический алфавит. Круглые буквы
Вьющиеся стебли, украшающие этот алфавит, встречаются и в буквах оттновского стиля. Цветовое решение простое, используются в основном красный и синий цвета на роскошном позолоченном фоне.
Готический алфавит. Широкие буквы

В латинском алфавите не было буквы "W", в данном случае буква была разработана специально и составлена из двух соприкасающихся букв "V", что позволило ей органично вписаться в данный алфавит.
Готический алфавит. Прямоугольные и изогнутые буквы
Буква "J" появилась в латинском алфавите сравнительно недавно. До этого ее заменяла буква "I". В данном случае, дизайн этой буквы был разработан так, чтобы она вписывалась в группу прямоугольных и изогнутых, хотя она уже, чем другие буквы.

Прямоугольные и прямые буквы
Прямоугольные и диагональные буквы
Прямую широкую диагональ буквы "Х" уравновешивают волнообразный изгиб и витые стебли с красными и синими листьями.

Готический алфавит. Цифры
Если в манускриптах встречались числительные, их обозначали римскими цифрами. Эти цифры были разработаны специально для этого алфавита, в духе обильно декорированных букв, показанных выше
Бордюры и орнаменты
Готические бордюры отличались высокой декоративностью. В XV в. появились более натуралистические изображения флоры и фауны - так сказывалось влияние Ренессанса, - однако сами мотивы практически не менялись. Это были виноградные лозы с позолоченными листьями, листья аканта, цветы, человеческие фигурки в костюмах соответствующей эпохи и странные животные, угрожающе глядящие со страниц книг, особенно часослов. Позолота была обычно выпуклой и хорошо отполированной, с узором из выступающих точек на поверхности. Широко использовалась также краска из порошкового золота на цветном фоне, приглушенный блеск которого контрастировал с выпуклой позолотой.


Если строчки были короткими, оставшееся пространство заполняли узорами соответствующего размера. Это могли быть стебли, листья, цветы, геометрические узоры и несуществующие животные. Шахматные узоры разных цветов с позолотой использовались как фон для иллюстраций или заполняли внутреннее пространство букв.

По материалам книги Маргарет Морган "Буквицы. Энциклопедия"