04 06
2012

  

О ПОГРАНИЧНЫХ ЭФФЕКТАХ

В настоящее время нередко возникают споры о принадлежности тех или иных древних городов тем или иным государствам. Взять хотя бы среднеазиатские страны. Делались разные попытки установить истину: с этнокультурных и языковых позиций, архитектурных, экономических, - однако истины, как всегда, нет. Почему же историки разных направлений уничижительного мнения, когда речь идет о цивилизации так называемых кочевых народов, например казахов и их предков? Почему города, по преданию народа, бывшие даже столицами, оказались впоследствии на чужой территории?
С экологической точки зрения наиболее большое разнообразие видов наблюдается на границе экотонов, то есть разных систем, например на опушке леса (странно, почему не называется опушка степи или луга?). С точки зрения экономики и обмена информацией различного рода с другими народами, расстояние торговых пунктов и дорог, возможность быстрой доставки является критическим фактором для нормального функционирования государства. При этом важно отметить, что принципиально технологии рождаются у народов, живущих на «опушке цивилизаций», то есть в экстремальных природных или политических и экономических ситуациях; а развитие и совершенствование технологий требует стабильности окружающего мира.

Удивительным феноменом является почти одновременное развитие бронзовой (точнее медно-мышьяковой) эпохи на всем евразийском континенте, и то, что даже в древнем Риме, до нахождения медных руд на острове Кипр (отсюда - Cuprum), медь называли тюркским словом жез. Это можно было бы объяснить тем фактом, что медно-мышьяковая технология впервые зародилась у тюркских народов, а нормальное функционирование караванных дорог распространило эту технологию по всем сопредельным странам. Но в то время, как Европа еще продолжала спать в бронзовой эпохе, тюрки уже вовсю осваивали железную технологию. И отставание Европы в железной технологии может свидетельствовать о временных разрывах в отношениях между Востоком и Западом.
В нашем толковании столицы государств и являются опушкой государств, в силу того, что именно там располагаются политические, информационные и экономические рычаги воздействия. Поэтому неудивительно, что древние казахи всегда стремились строить города на границе, поближе к караванным дорогам, хотя понимали, что это вредит безопасности. Бесконечные войны привели к усталости народа и безвозвратным потерям территории и городов. Поэтому часть городов на юге и западе отошли другим народам.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что нельзя изучать историю народа, исходя из нынешних границ обитания, необходимо искать корни в сопредельных территориях. Но лучшим подходом является такой, при котором исследуются взаимодействия глобальных регионов, например центральноевразийский регион, включающий территорию СНГ, Монголию, Китай, Афганистан, Иран. Одним из первых такой подход осуществили Л.Гумилев, О.Сулейменов. Такой подход можно было бы назвать космополитическим.
Здесь необходимо упомянуть, что потеря столицы - главного политического, информационного и экономического центра, зачастую означало потерю значительной самостоятельности, не говоря уже о забвении в историческом плане. Но, несмотря на это, многие государства пытались строить свои крупные центры поближе к границам. Не избегла этой участи и Россия: Петр 1 построил новую столицу Петербург на берегу морских караванных путей.
С конца прошлого века научно-технический прогресс начал вносить свои коррективы в эту установку. Появление железного и автомобильного транспорта, создание летательных аппаратов создало предпосылки для сокращения времени доступа к разным регионам. Особенно в настоящее время легче добраться из столицы одного государства в столицу другой страны, чем к отдаленным регионам своего государства. В связи с этим на первый план размещения столиц, безусловно, стали выходить альтернативные принципы: безопасность государства и внутриэкономические прерогативы. Поэтому оправданным является перенос некоторыми государствами своих политических центров в глубь своих территорий (США - Вашингтон, Турция - Анкара, Бразилия - Бразилия, Казахстан - Акмола=Астана). Однако пренебрежение к уже проторенным экономическим караванным дорогам может привести к ухудшению информационно-экономических взаимодействий. Практика развитых государств, как и опыт научно-исследовательских исследований показывает, что децентрализованная система: система с несколькими областями стабильности, - является более устойчивой к внешним воздействиям. Ведь никто не задумывался, что одним из факторов развала Советской империи явилась усиленная концентрация всех основных структур, определяющих безопасность государства, в одном городе - Москве. А устойчивость развитых стран: США, Германия, Япония, Швейцария и других, - связана и с тем, что информационно-научная, культурно-просветительская, политико-экономическая жизнь децентрализована. Поэтому в условиях нынешнего Казахстана имеет смысл развитие нескольких крупных центров в разных регионах страны.