Социальные сети

04 06
2012

  

ХОЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИСТОРИОГРАФИИ

История и этнография, в особенности эпохи советского времени, явно имеет редукционистский характер, что касается узкой специализации, так и в буквальном смысле пренебрежения многими фактами, не входящих в русло «общей концепции». Попытки холистического целостного подхода некоторых выдающихся ученых той эпохи никак не находили отражение в общем русле преподнесения исторической правды.
Холистический подход предполагает измерение поступлений и выхода энергии и различных компонент, оценку совокупных и эмерджентных свойств целого, а затем в случае необходимости - изучение его составных частей. В отличие от этого редукционистский или метрологический подход изучает свойства основных частей, а затем эти сведения экстраполируются на систему в целом. Как правило, экстраполировали линейно в разных направлениях, поэтому в настоящее время мы часто находим противоречия в развитии народов. Это является и следствием нарушения принципа несводимости свойств: свойства целого невозможно свести к сумме свойств его частей. При этом мы не умаляем достижения в изучении компонентов, так как именно они подталкивают развитие холистического подхода.
Как бы человек ни возносил себя, но законы развития человечества не являются абсолютно уникальными, а подчиняются законам, которые были открыты в математике, физике, экологии. Здесь мы рассмотрим эколого-математическую трактовку взаимодействия человеческих популяций.
В экологии приняты следующие типы взаимодействия популяций:
• Нейтрализм;
• Взаимное конкуретное (активное) подавление;
• Конкуренция (косвенная) за общий ресурс;
• аменсализм (одна подавляет другую, без особого ущерба для себя);
• паразитизм, хищничество;
• протокооперация (взаимовыгодное, но не обязательное сосуществование);
• мутуализм (взаимоблагоприятное сосуществование видов, которые в одиночку не выживают).
Наиболее очевидными взамодействиями человеческих популяций в форме этносов и государственных и других образований являются нейтрализм, паразитизм и хищничество (вплоть до людоедства), протокооперация (взаимовыгодное экономическое сотрудничество особенно для далънеотстоящих друг от друга стран).
Аменсализм присущ для взаимодействия сильного и слабого государства. Взаимное конкуретное подавление свойственно для стран, стоящих на одном уровне развития с одинаковым экономическим потенциалом и экспортирующих одинаковые продукты - торговая война. Конкуренция за общий ресурс проявляется для народов с хозяйственным укладом. На протяжении развития человечества можно наблюдать, что наиболее острые конфликты возникали у народов «однотипных»: оседлых или кочевых,- конкурирующих за один ресурс: кочевые за пастбища для выпаса скота, оседлые за пахотные земли. И, как ни странно, конфликты между разнотипными народами были скоротечны и малокровны. Одним из наиболее ярых камней раздора всегда служила идеология-религия. Человечество более терпимо к разногласиям между различными религиями и идеологиями, чем к разногласиям между течениями в одной религии или идеологии (католизцизм, протестантизм и православие в христианстве; шиизм, сунизм, вахабизм и салафизм в исламе; фашизм и коммунизм).
В настоящее время на территории СНГ явно прослеживается взаимодействие типа мутуализм. Как бы страны бывшего СССР не пытались выживать в одиночку, ища «пророков» на стороне, но постоянно возвращаются друг к другу, ища поддержку. Как оказалось «на стороне» мы (наша конечная продукция) никому не нужны, а сырье, являясь невосполнимым ресурсом, не может служить гарантией благополучия государства.
В связи с этим обратим внимание на три экологических принципа:
1. Негативные взаимодействия проявляются на начальных стадиях развития сообщества или в нарушенных природных условиях, где высокая смертность нейтрализуется высокой репродуктивностью.
2. В процессе эволюции и развития экосистем обнаруживаются тенденции к уменьшению роли отрицательных взаимодействий за счет положительных, повышающих выживание взаимодействующих видов.
3. В недавно сформировавшихся или новых ассоциациях вероятность возникновения сильных отрицательных взаимодействий больше, чем в старых ассоциациях.

Благополучие государства характеризуется не только экономическими показателями, но и количеством населения - трудовыми ресурсами. Если для одних стран актуальным является недостаточность численности, то для других - перенаселение.
Отношение энергии размножения к энергии поддержания варьирует не только в соответствии с размерами организма и характера его жизненного цикла, но также и в соответствии с плотностью популяции и емкости среды. В неперенасыщенной среде давление отбора благоприятствует видам с высокой репродуктивным потенциалом (высоким отношением усилий на размножение к усилиям по поддержанию). Напротив, условия заполненной среды благоприятными организмами, характеризующимися низким потенциалом роста, но более высокой способностью конкурировать за скудные ресурсы и использовать их (больше энергии вкладывается в поддержание и выживание особи): г-отбор и k-отбор соответственно; г- высокая репродуктивность, k-высокое конкурентоспособность. Например: г-отбор - краткосрочный - быстрый рост сорняков после вспашки земли; k-отбор - долгосрочный - вытеснение сорняков культурными растениями, если на длительные годы не нарушать экосистему вспашкой.
В отношении человечества можно сказать, что любые войны (скоротечные по сравнению с развитием этносов и государств) - г-отбор, последствиями которых является победа или поражение; а способность народа не вести войны, и всяческими способами выживать - k-отбор. Например, после сокрушающего поражения китайцев в 5 веке н.э. от тюрков, император написал назидание последующим поколениям: не воевать, сдаваться на милость врагу, беспрекословно платить дань, отдавать лучшие дома и женщин врагу, и, пожалуй, главный принцип — в Китае живут все китайцы. Полуторамиллиардный народ Китая, способный поглотить любой народ, является следствием выполнения этого назидания. Таким образом, можно сказать, что китайцы во всемирном масштабе выигрывают в процессе k-отбора.