30 08
2012

  

Это цитата сообщения Режевлянка Оригинальное сообщениеНекоторые слагаемые дизайна

Автор - Нина Демидова Поговорим о динамичном образе изделия из войлока на примере шарфа
>>] Хочется верить, что изложенные здесь мысли помогут мастерицам более творчески подойти к валянию )) Натолкнули меня на идею написать этот материал скучные шарфики, которые периодически проскальзывают на войлок_ру.

Множество раз я встречала в сообществе фотографии шарфика и радостную подпись под ней – «вот сваляла, все в восторге». Смотрю на фото и вижу чаще всего однотонное нечто, совершенно непропорциональное, строго симметричное изделие, плоское и настолько статичное по восприятию, что проще сказать – монументальное – творение. Скульптура шарфа. Мне становится грустно, но замечание делать неудобно, да и советы никто не просит, так что оставляю запись без комментариев, чтобы не обидеть хорошего человека. Часто бывают и очень симпатичные фактуры, но сами изделия очень статичны, как будто вырезаны из картона.

Почему возникает такое чувство? Видимо, у людей мало фантазии, или не хватает опыта, или знаний, а может быть, они просто не задумываются, валяют и все. А ведь достаточно проявить немного фантазии, потратить лишние полчаса – и вещь станет неузнаваемой совершенно.
Идея написать материал по этой теме возникла давно, уже месяца два я обдумывала, в какую форму заключить свои мысли – в таблицу, текст, рисунок? Хочется, чтобы информация воспринималась легко, без заморочек. И как же ее упаковать? В общем, вот, что у меня получилось.
Текст, похоже, будет длинный, поэтому я, скорее всего, буду печатать его с продолжением.
Я постаралась расположить пункты таким образом, чтобы они следовали по мере усложнения технологии валяния, т.е. шли от простого – к сложному. Разумеется, кто-то со мной не согласится, но я не претендую на абсолютную истину, просто излагаю свою точку зрения.

1. Качество и количество шерсти
Итак, чтобы у нас вышел красивый во всех отношениях шарф, перво-наперво (и это есть самое простое) нам надо определить, какая шерсть пойдет для его изготовления.
Шарф – существо деликатное, и что бы там не говорили про троицкую шерсть или меринос 28 микрон, но я не соглашусь никогда, что владелец шарфа должен чесаться и ежится в объятиях нашего творения. Никакой эпитет типа «шарфик бодрит», «почти не колется» и пр. не могут оправдать это свойство. Колючая и грубая шерсть на не подходит, ведь никто же не делает, пардон, трусы из брезента, и ясно, почему. Вот и шарф должен соответствовать определенным требованиям, т.к. он соприкасается с кожей. ЭТО ВАЖНО. При этом, я не спорю, что грубая шерсть может использоваться в шарфах – для создания эффектов, акцентов и пр. – почему нет?

В общем, чтобы не повалять и выбросить, а сделать и пользоваться – проверьте шерсть. Сделать это элементарно – образец, желательно не с наперсток размером – ничего не поймете, лучше – 20х20 см в готовом виде (уже свалянный). Делается 5 минут, и усадку рассчитаете, и толщину, и проверите «колючие» свойства шерсти.
Будем считать, что с шерстью разобрались, и это было самое простое (мы еще вернемся к составу материалов, но позже).

Вроде пора бежать валять, ан нет. Кроме того, что мы нашли нужную шерсть, надо еще убедиться, что ее ХВАТАЕТ. Тут советовать нельзя – все зависит от размера, желаемой толщины и пр. В среднем (у меня) на хороший длинный шарф уходит не меньше 100 грамм. Я делаю большие вещи. В общем, если сомневаетесь – лучше отложите шерсть и возьмите другую. Или. . вот это тоже важно – если есть сомнения, что шерсти может не хватить – продумайте следующие пути отступления – изменить пропорции шарфа ( сделать его короче и уже), найти к нему на всякий случай шерсть-компаньон и на «нехвативший» хвост пойдет другая шерсть.. а вы будете говорить, что «так и было задумано».
Ну, вроде с этим моментом все. Мы еще даже не начали валять, а уже избежали две серьезнейших ошибки.

2. Этот пункт назовем «Физические свойства войлока». Что я имею в виду. Никакой дизайн, самый что ни есть дизайнерский, не спасет вещь, если она
a. плохо сваляна
b. плохо разложена
c. или изготовлена из неправильного количества слоев.
С пунктом 2с успешно справится образец из пункта 1. Чем не способ? С пунктами 2а и 2b – более долгая песня. Раскладка, по моему скромному мнению – это более половины успеха. Рецепт простой – сначала вы тратите уйму времени и будете каждую прядь вымерять, а потом это придет с опытом. Про раскладку я еще буду писать отдельно, не в этом посте. Здесь будем считать, что все себе примерно представляют, как должна правильно трепаться шерсть. Насчет «плохо сваляна» у меня уже есть пост, где я попыталась собрать все признаки хорошо свалянного войлока. Кто не читал – посмотрите, если интересно.

Итак, принимаем к вниманию, что красивый шарф должен быть довалян до кондиции, иметь нормальную толщину (его нельзя ставить в угол), и быть без незапланированных (подчеркиваю приставку «не») проплешин, лысин и дыр – тех самых «радостей», которые приносит нам неаккуратная раскладка.
Почему этот пункт идет под номером 2? Это, безусловно сложные моменты – аккуратно разложить шерсть, хорошо свалять. Никто не спорит. Но это скорее не творческий, а технологический аспект, один раз освоив технологию, мы можем произвести кучу скучных одинаковых прекрасно свалянных шарфов. Однако, нас хоть никто уже не упрекнет в плохом качестве наших безликих изделий )).. уже хорошо!

3. Пропорции
Боже! Это ужас. Повсеместно неправильные пропорции - я не художник, не скульптор, не архитектор, и вообще далека от «искусственных» сфер. Но я понимаю, что такое пропорции, и для этого необязательно заканчивать художественную школу. Зачем делать шарф, который по длине почти не отличается от ширины? Как его носить? И почему так выходит? Чем меньше разница между длиной и шириной шарфа, тем шарф ужаснее. Лучше тонкий как нитка, но длинный, чем короткий и широкий.

Вижу две причины: одна печальная – лень, неохота копаться, итак сойдет. Вторая – неправильный расчет. Но уж до такой степени неправильный, что мне кажется, что там и не было никакого расчета вовсе, скорее всего, прикинуто на глаз. Может быть, стоит на бумаге просчитать размеры, когда видишь написанные цифры – это дисциплинирует. А правильный расчет нам поможет сделать образец из п.1. Хотя правильно замечают девушки – в образце войлок ведет себя малость по-другому, чем в готовой вещи. Однако, не настолько по-другому, чтобы образцом пренебречь. Необязательно к каждому шарфу делать образец, если шерсть одинаковой выработки, и раскладка одинаковая, то расчеты сделайте один раз, и этого хватит. Кстати, не забудьте пометить, где на образце верх-низ, право-лево. Это к тому, что если нечетное количество слоев, то садиться будет неравномерно, в зависимости от того, каких слоев больше – продольных или поперечных. Это, кстати, важное замечание.

Что еще можно на эту тему сказать. Ну, что 30% усадка в среднем – ну хотя бы это имейте в виду, хотя шарфы, по-моему, садятся даже немного больше у меня. Еще – лучше сделать чуть длиннее и, бог с ним, отрезать потом (кощунство!), чем сварганить кургузый шарф и притворяться, что все окей.

Итак, пропорции крайне важны, уже одни только размеры изделия могут придать ему привлекательность и динамичность, живость. По-моему это совсем несложно, ваше мнение?
Дальше у меня еще запланировано 7 характеристик, а может в процессе еще что-то в голову придет, не знаю, как дело пойдет..

4. Цвет
Большие, безграничные возможности дает игра цвета. При этом от нас не требуются никакие дополнительные навыки валяния –« те же яйца, только вид с боку» ))
Можно придумать и выполнить замечательный однотонный шарф. Но при этом качество изделия: его пропорции, края, толщина полотна, свалянность , качество шерсти и пр. должны быть безукоризненны. Я ничего не имею против однотонных шарфов – они благородны, лаконичны и всегда актуальны. Я против, когда не хватает фантазии ни на что, кроме однотонных шарфов.
Что можно предложить в качестве альтернативы? Самое первое – подобрать по цветовому кругу цвет-компаньон. Набираете в поисковике словосочетание «цветовой круг» и окунаетесь в теорию. Определитесь с концепцией изделия – вам нужен цвет-дополнение или контрастный цвет? Сколько цветов хотите? Как вы их расположите? Будет ли основной тон и акценты или будут равноправные составляющие? Можно сделать плавный переходи цвета (раскат), расположить акценты на краях или в центре, сделать динамичные разводы, «заезды» цвета на сопредельные территории и пр. пр. – вариантов не счесть. Это даже странно, что с цветом играют как-то редко, скудно, боятся смешивать цвета, уделяя внимание в основном известным, классическим сочетаниям, избегая экспериментов.

Вот примеры, на первый взгляд, "диких" сочетаний, но у меня постоянные заказы на них:

Кстати, цвет позволяет замаскировать многие огрехи работы. Иногда, особенно на первых шагах – когда техника еще хромает – этим грех не пользоваться. Только надо помнить, что на темных цветах проплешины заметнее, чем на светлых ))

Примечание.
Важно упомянуть о порядке обратной раскладки. Если мы делаем шарф с разводами, то важно помнить, какого цвета шерсть на границе разводов лежит сверху на нижней стороне шарфа, чтобы потом в таком же порядке воспроизвести разводы на верхней стороне. Надеюсь, понятно, что я имею в виду. Хотя об этом я тоже собираюсь писать подробно и с картинками. Вот фото шарфа, при изготовлении которого это предупреждение весьма полезно.

В общем, цвет – это наше все. Давайте им пользоваться.

5. Края (границы) шарфа

Это уже более сложный и требующий достаточных практических навыков этап. Сейчас опустим технические тонкости, потому что мы говорим только о творческом аспекте. Неаккуратные, или очень плотные вследствие подгиба (из-за чего шарф плохо драпируется) края не украшают наше изделие. Что можно придумать вместо прямых (т.е. кривых) краев?

Волнистые:

С загогулинами, завитушками и пр.:

С «хвостами»:

«Драные», с эффектом неряшливости (ну, это надо быть очень хорошим мастером - у меня пока и примеров нет)

Фигурно обрезанные и заваляные (в виде листиков, цветов и пр.) - я такие не люблю, но видела несколько раз очень милые вещицы, особенно мне запомнился шарфик Katuyshki из комплекта "Мои крокусы", жаль, у меня нет его фотографии.

С зубчиками (ровными или разной длины):

С оборкой из ткани и пр.:

Думаю, главное – выйти за основную плоскость шарфа и продлить его в разных направлениях, чтобы создать шарфику (да и любому изделию) динамический образ.

Ну самое сложное – это сделать красивый ровный прямой край. Сложное, потому что требует навыка, во многом – в раскладке, в валянии, в подгибе, в проработке краев. В общем, куча сложностей, но именно прямые края – самые популярные.

Кстати, можно просто свалять шарф, совсем свалять, и если вы – фанат прямых краев – обрезать его и завалять срезы. Мало кто так делает, почему-то предпочитают оставить облезлый край с толстыми неоднородными по толщине краями, чем отрезать. Я сама не режу шарфы, но если выбирать из двух зол – то я выберу ножницы.

А про края у меня будет отдельный пост – как их делать.. с вашей помощью надеюсь осилить ))

6. Декор

Ну, здесь не все так плохо – можно украсить шарфы (что и многие делают) шелковыми, бамбуковыми и пр. натуральными прядями, реже используются отходы сари (ленты такие), распущенные шелковые полотна (это типа мережки в куске – только продольные нити, а поперечных нет), склетированные листочки, бусины, ракушки и пр. Можно привалять кружева и аппликацию, нити сари и прочую белиберду.

Мы совершенно забываем про художественную вышивку и стежку! Войлок прекрасно вышивается, мулине стоит недорого, а какое удовольствие протыкать войлок иглой!

Но чаще создатели шарфов ограничиваются лишь щепотками шелковых (или других) волокон, которые наводят на подозрение, что у автора проблемы с воображением. Но тут еще финансовый аспект вмешивается – аксессуары стоят немало, но почти всегда можно найти что-то недорогое у себя под боком, необязательно заграницей – ну те же мулине. К примеру:

вот как смотрятся эти шелковые нитки в длинной мережке. Не утверждаю, что красота - глаз не оторвать.. но главное - пробовать!

а это пример шелковых отходов/лент, тут она кусочками порезана и приваляна. В общем, берете кусочек шелка, треплете его изо всех сил до сильно-пресильной лохматости и валяете:

Жду дополнений к этим пунктам - наморщите мозг, товарищи! Давайте добавим опций к перечисленным уже вариантам, чтобы сделать максимально полезную подборку. Я не дизайнер и не художник, как уже говорила, мои записи (особенно про цвет) могут показаться профессионалу примитивными, дико извиняюсь, но зато ниоткуда не списано ))
 

 

Давайте обсудим еще несколько интересных моментов, касающихся возможностей дизайна шарфов. Я уже довольно подробно описывала свои мысли насчет качества плотна, возможностей цвета, использования декора, соблюдения основных пропорций. Теперь обсудим новые аспекты.

Форма

Самое простое – это сделать прямоугольный шарф. Давайте отойдем от банальностей и попробуем представить шарф другой формы:
- несимметричный – это первое, и самое интересное наблюдение. Избегайте симметрии, во многих случаях она скучна (не всегда – замечу для справедливости). Сделайте один край шире другого. Или сваляйте извилистые края, с какими-нибудь хвостами, краями, жгутами и пр.
А что скажете по поводу овального шарфа? Или со сложной формой из прямоугольника и овала? Или из нескольких фигур? Почему нет? Шарф может быть треугольным, многоугольным или выполненным в виде замкнутой ленты, например. Главное – эксперимент. Уйдите от штампов и вы стразу почувствуете как разворачивается ваша фантазия.

Нижние края шарфа

Упомяну об этом в отдельном пункте, хотя можно было бы написать о нижнем крае в разделе «Форма». Но настолько вопиюще часто вижу скучнейшие прямые углы на шарфах у мастериц, что не могу не выделить эту проблему в отдельный пункт. Ну почему на красивом фактурном изделии я опять и опять вижу ровные, как специально подрезанные под прямым углом нижние края шарфика? Он сразу же выглядит статично, по-заводскому, углы торчат в стороны как штыки на ружьях. А когда еще нарушены пропорции у шарфа – он широкий и кургузый – пиши пропало. Ни красоты, ни радости. Художественная портянка.

Кстати, на занятиях по шарфам я постоянно сталкиваюсь с тем, что валяльщицы просто автоматически выкладывают прямоугольный край – даже если мы перед работой заранее договаривались, что он будет скошенным. Срабатывает привычка к фабричным вещам? Какие-то другие штампы? Рассеянность? Или отсутствие фантазии?

Почему бы не сделать неровный, удлиненный, раздвоенный или «драный» край? Кроме придания шарфу динамичности в этом решении есть еще один плюс. Делая неровный край, один из хвостов можно (и нужно) сделать длиннее прочих – в итоге ваше изделие удлинится, шерсти уйдет немного, времени на раскладку тоже – хороший выход. В итоге вы потратите меньше усилий на более длинную вещь + она будет более экспрессивной.

Давайте забросим скучные ровные формы – с ними просто беда одна, вы так не считаете? Можно заканчивать шарфики не только интересными волнами, но хвостами, лапами, цветами, листочками, низ можно заузить , расширить, привалять бахрому, шелковое полотно и пр.

Фактура

На эту тему не буду распространяться долго, тут все просто. У нас может быть равномерное шерстяное полотно, а можно сделать вставки разных материалов - например, шелка, кружева, хлопка, шерсти. Можно сделать шарф-сетку, вырезать ажурные дырочки, свалять «паутинку» - вариантов масса, только проявите фантазию!

Пространство

Ну, и наконец, последний пункт по этой теме, он же и самый сложный. Проще всего сделать плоский шарф. Намного сложнее свалять объемное изделие. Но зато какой эффект можно получить! Объемы – это:
Сборки
Складки
Стяжки
Надстройки
Многослойность
Воланы
Жгуты
«пупырки» и пр.

Не скрою – делать их порой сложно и долго, но результат оправдывает все усилия!

Ну, в целом, я изложила свои основные соображения по этой теме и надеюсь, они будут полезными для мастеров. Возможно, со временем у меня появятся дополнения к статье, и я продолжу эту тему, но пока это все, что хотелось рассказать.

На этом откланиваюсь.

Ninika ))